Духовно-нравственное воспитание личности –
сложный и многогранный процесс. Отмечая приоритетность духовно-нравственного
воспитания, И.Г. Песталоцци называл его «морем бесконечной силы совершенной
любви». Д.С. Лихачёв был убеждён, что «нравственность, духовный мир личности
основываются на памяти, культуре, почтении к национальным святыням, искусстве,
доброте».
Действительно, сменяются
одна другою цивилизации, изменяются формы жизни, меняется лицо Земли, но
духовная жажда остается неутомимой. Она драгоценна, потому что всегда влечёт
человека ввысь, наполняет его жизнь исканием. Но эта жажда ещё и мучительна,
потому что она часто противоречит земным инстинктам человека, заставляет его
тревожиться, бороться.
Педагогам выпала
ответственная миссия – наполнить жизнь ребенка осознанием важности мира на
Земле, научить умению видеть прекрасное, беречь друг друга, любить своих
близких, творить добро, бескорыстно помогать нуждающимся в помощи.
А как научить этому на
уроках самопознания? Прежде всего развивая воображение, наблюдательность,
обучая умению восхищаться окружающим миром, сопереживать, воспитывая готовность
прийти на помощь, а, главное, – научив мечтать. Но современным детям трудно
рассуждать о духовном. Они отдают предпочтение компьютеру, мобильному телефону,
технике, а не духовности. Но это не их вина. Жизнь в современном мире полна
открытий, к сожалению, разных, далеко не всегда полезных и необходимых,
насыщена постоянными сменами настроений, порой ловушками для неопытных
подростков. Педагогам сегодня, как никогда, нужно быть рядом, учить выбирать,
удивляться, спорить, жить…
Невольно вспоминается
одна известная притча. Однажды к мудрецу пришел хитрец: «Если ты такой умный,
скажи, жива или мертва бабочка в моих руках?» А про себя подумал: «Если скажет
жива, сожму кулак покрепче, а скажет – мертва, разожму ладони и выпущу ее на
свободу». Ласково и спокойно улыбнулся мудрец: «Все в твоих руках…»
В руках педагога самое дорогое – неопытное
и открытое сердце ребенка. Вспомните у А. де Сент-Экзюпери: «Мы всегда в ответе
за тех, кого приручили». И ещё слова Маленького принца: «Одни только дети
знают, чего ищут». Поэтому учитель должен быть обязательно мудрым и сильным,
чтобы совершать с детьми каждый день восхождение на одну и ту же вершину; быть
молодым, чтобы идти в ногу со своими воспитанниками и понимать их; талантливым,
ведь каждый день, приходя в класс, учитель играет спектакль, и всегда премьеру.
Невозможно говорить или учить духовности, если ты сам не веришь в добро, не
чувствуешь сердцем, не любишь тех, кто доверился тебе, не можешь удивляться,
ценить добро, видеть и отличать истинную красоту от ложной.
Только сейчас, через
десятилетия, мы вновь заговорили о национальной идее, о воспитании патриота,
гражданина своей Родины. Велика в этом плане возможность киноискусства. Важно
помнить, что существует специфика возрастного восприятия, возрастных интересов,
возрастного жизненного опыта, без учёта которых не достигнуть желаемого –
адекватного восприятия ребёнком того, что заложено в кинопроизведении. Ребёнку
нужна помощь учителя. Здесь уместно привести тезисы В.Г. Белинского о специфике
искусства для детей: «Возвышайте их души примерами самоотвержения и высокости в
делах и не докучайте им пошлой моралью. Не говорите им: “Это хорошо, а это
дурно, потому и потому”, а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но
так, чтобы дети сами своим чувством поняли, что это хорошо; представляйте им
дурное, тоже не называя дурным, но так, чтобы они по чувству ненавидели это
дурное».
Исходя из этих положений
учителю важно отталкиваться от сущности нравственно-духовного воспитания
учащихся, целей и задач современной социальной среды, особенностей и роли
кинематографа в общей системе воспитания подрастающего поколения.
Уже в брошюре 1919 г.
была сформулирована мысль об особой ответственности перед детьми, поскольку:
«Как только кинематограф и ребёнок приходят в соприкосновение – дитя отдаётся
ему без борьбы, оно попадает во власть кинематографического демона… Ребёнок
смотрит с жадностью, смотрит тремя глазами… так как, наравне с глазами, он
открывает ещё и рот… Он в высшей степени чувствителен и доступен для всего, что
даёт пищу фантазии» [Самуйленко 1919г.].
В середине 1930-х годов происходят
позитивные перемены благодаря установке на жанровое кино, на массовый охват
зрителя (нет зрителя – нет и воспитательного воздействия), на повышение роли
сценария и сценариста с приходом на экран звука, на расширение производства
фильмов, создания «бодрого, радостного зрелища», повышения роли актёра в фильме
(триумфальное шествие фильма «Чапаев», реж. Г. Васильев, 1934 г.).
Экранизация зарубежной приключенческой
классики – самая увлекательная и романтическая страница детского кино («Дети
капитана Гранта», реж. В. Вайншток, 1936 г.; «Таинственный остров», реж. Э.
Пенцлин, 1941 г.; «Пятнадцатилетний капитан», реж. В. Журавлёв, 1945 г. и др.).
Во время Великой Отечественной войны резко
сокращается производство фильмов, в том числе и детских, сокращается их метраж,
но всё же за этот период времени выходит двенадцать полнометражных картин,
половина из которых сделана на эвакуированной в Сталинабад студии
«Союздетфильм» («Зоя», реж. Л. Арнштам, 1944 г.; «Жила-была девочка», реж. В.
Эйсымонт, 1944 г.; «Как закалялась сталь», реж. М. Донской, 1942 г. и др.).
В 1946 г. экранизацией повести «Белый
клык» Джека Лондона в игровом кино дебютировал А. Згуриди, режиссер, сценарист,
путешественник и исследователь, один из создателей советского
научно-популярного кино. Он создаёт новый жанр на стыке игрового и
научно-познавательного кино и до 1990-х гг. остаётся единственным, кто в нём
работает (он же в 1968 г. стал родоначальником телепередачи «В мире животных»).
На его увлекательнейших фильмах об уникальной природе и жизни животных выросло
не одно поколение детей.
В
детском кинематографе, наконец, появляется и закрепляется тема первой любви –
чувства мучительного, сладостного и горького, поскольку чаще всего эта любовь
либо неразделённая, либо потерянная, не сумевшая себя защитить («А если это
любовь?», реж. Ю. Райзман, 1961 г.; «Дикая собака Динго», реж. Ю. Карасик, 1962
г.; «Звонят, откройте дверь», реж. А. Митта, 1965 г.). Создаются
остропроблемные фильмы о школе, взрослении («Мимо окон идут поезда», реж. Э.
Гаврилов, 1965 г.; «Доживём до понедельника», реж. С. Ростоцкий, 1968 г.;
«Переступи порог», реж. Р. Викторов, 1970 г.). Остро ставится проблема
лидерства, тема неповторимости, незаменимости человека, возникает тема
«физиков» и «лириков», то есть прагматиков и романтиков.
Личность, индивидуальность,
самобытность, независимость, чувство собственного достоинства при том, что
героями фильмов становятся, как правило, люди обычные, не героические, не
исключительные, – вот что становится ценностью в «оттепельном» кино. И фильмы
делаются про таких же людей и для таких же. А поскольку принято за аксиому, что
ребёнок равен взрослому, детские фильмы обретают адресную направленность,
приближаясь к идеалу «семейного» фильма, фильма для всех возрастных групп
(«Чужие дети», реж. Т. Абуладзе, 1959 г.; «Иваново детство», реж. А.
Тарковский, 1962 г.; «Первый учитель», реж. А. Кончаловский, 1965 г.).
ХХ столетие было названо
веком кино. Кинематограф представляет максимальные возможности для знакомства с
миром искусства. Но развал Советского Союза сыграл свою роль.
Создание детского кино как специфического
вида киноискусства, как отрасли кино, приоритетной задачей которого является
воспитание, а не коммерческий успех (цена детского билета в кинотеатрах
советского периода была символической, школьное кино было бесплатным, с 1933 г.
детские кинотеатры были освобождены от налога с оборота), – безусловная заслуга
государства. Сегодня, к сожалению, лишённая его эгиды и финансовой поддержки,
эта отрасль в плачевном состоянии – на плечах энтузиастов, подвижников детского
кино ей не удержаться, что с абсолютной убедительностью было продемонстрировано
в 1990-е, когда в результате разгосударствления кинематографа детское кино
практически перестало существовать
Чем обогатило кино нас всех, чем
облагородило наш многострадальный век? Что вспоминаем из увиденного? Для
каждого из нас история кино – это маленький смешной человечек в шляпе и с
тросточкой; это мечущийся в муках сомнения царь Иван; это разведчик-подросток,
из-за жестокой войны преждевременно расставшийся с детством; это знаменитый
режиссер, переживающий творческий кризис после восьми с половиной фильмов; это
парижский мальчик, на которого судьба несправедливо обрушила «четыреста
ударов»; это многострадальная Вероника, чей жених Борис погиб на фронте…
Прервём воспоминания, всех перечислить невозможно. У каждого в этом списке свои
персонажи, которых экран сделал близкими и понятными. Главное – человек. Так
повелось издавна, с самых истоков художественного творчества. Так будет всегда.
Общение с глубокими по мысли
произведениями экранных искусств создаёт
предпосылки для развития индивидуального мышления, творческого характера,
помогает выстоять в ситуации социального, психологического, морального кризиса,
в драматических перипетиях бытия. Об этих возможностях экрана, дающего шанс
сохранить стабильность внутреннего мира человека в самых трудных испытаниях,
которым подвергается индивидуальность, очень точно писал А. Тарковский:
«Искусство даёт нам веру и наполняет нас чувством собственного достоинства. Оно
впрыскивает в кровь человека, в кровь общества некий реактив сопротивляемости,
способность не сдаваться. Человеку нужен свет. Искусство даёт ему свет, веру в
будущее, перспективу» [Цит. по: Фёдоров 1993г.].