День 5 |
Занятия 1-2 |
Тема: |
Занятие 1: Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах. Занятие 2: Мотивация учащихся. Определение мнения учеников о процессе обучения (консультирование с учениками). |
Цель:
|
Учителя определят потенциальные препятствия в обучении учащихся в классах и сделают анализ методов оказания поддержки ученикам в целях сохранения их мотивации к обучению. |
Результат обучения:
|
Учителя проанализируют разновидности характера препятствий в обучении (интеллектуальные, социальные, аффективные и др.), мотивационные теории обучения, методы работы с «недовольными» учениками. Также сформулируют различные подходы к процедуре консультирования учащихся. |
Ключевые идеи:
|
Ученики, уверенные в собственных способностях к обучению, усваивают материал быстрее и лучше. Они легче концентрируются, глубже думают и с удовольствием обучаются, добиваясь высоких результатов в выполнении внутренних контрольных работ и внешних проверок. Им легче обучаться и они получают больше удовольствия от этого процесса. Учителя, умеющие управлять мотивацией учащихся, играют основную роль в определении пути их дальнейшего развития. Будущее непостижимо и непредсказуемо, но оно активно формируется в настоящем. Все, что происходит в настоящем, оказывает влияние на развитие способностей молодых людей. Устанавливая факторы, которые формируют или ограничивают способность обучаться в настоящем, учитель, выбрав определенные педагогические приемы, должен помочь молодым людям раскрыть весь свой потенциал и стать лучшими учениками. Мы знаем, что ученики иногда «выпадают» из образовательного процесса урока по различным причинам: из-за скуки, желая уклониться от сложной работы, утомлены шумом в классе, нуждаются в индивидуальной помощи, которую учитель не может оказать в определенный момент, очередная задача не столь увлекательна, чем размышление или разговор о сложностях их общественной жизни и многие другие. Названные проблемы знакомы в ежедневной практике преподавания, но если их оставить без внимания и не пытаться их решить, то ученики могут воспринимать их как неотъемлемую часть скучной ежедневной школьной жизни и в конечном итоге они столкнутся с проблемами заинтересованности в школе и обучении. Успех достижения необходимой заинтересованности зависит от установки на преодоление трудностей и степени вовлеченности в классную работу, поощрения участия в различных школьных мероприятиях, уважения и поддержки ровесников, настроенных на работу или наоборот. В немалой степени успех зависит от гуманности и профессиональных качеств учителя. Утверждается понимание возрастающей потребности молодых людей в обладании права быть услышанными и в высказывании важной информации о значимости роли молодежи в сегодняшнем и завтрашнем мире. В «Конвенции о правах ребенка» (1989) одним из четырех основных принципов названо право ребенка быть услышанным. Данная идея рассматривается как неотъемлемая часть программы обучения по правам и обязанностям гражданина в процессе непрерывного обучения. Как слушать учеников и как научить их учиться являются для учителей проблемами, равными по значимости проблемам как преподавать и как обучать. |
День 5
|
Занятия 1-2 |
Ход занятий | |
Занятие 1
|
• Упражнение на создание команды. • Презентация идей в формате Power Point. Ресурс: Презентация «Определение препятствий в обучении» (см. Образовательная платформа). • Схема действующих факторов для стимулирования дискуссии. Ресурс: Схема действующих факторов (см. Образовательная платформа). • Подход, основанный на совместной работе: Работа в парах с целью создания для учителей информационных постеров о возможных препятствиях эффективному обучению. • Мотивационные цели обучения. Ресурс: Обучение и мотивация (см. Образовательная платформа). • Работа с анкетами на определение степени активности учащегося. Ресурс: Анкеты учащихся (см. Образовательная платформа). • Подход, основанный на совместной работе: - Малые группы учителей, состоящие из 2–3 человек, формируют заключение на основе выявленных проблем по результатам анкетирования учащихся. - Обмен мнениями в объединенных группах, численностью из шести учителей. - Изучение тренером группы идей всех малых групп и вынесение аргументированного решения, основанного на мотивационных теориях обучения. |
Занятие 2
|
• Упражнение высокой активности. • Проведение анализа метода консультирования учащихся с целью определения его преимуществ и потенциальных возможностей для использования в качестве эффективного подхода в планировании обучения. • Разработка опросного листа для использования в работе с учащимися. Ресурс: - Консультирование учащихся по вопросам учения и преподавания (см. Образовательная платформа). - Обратная связь по уроку (см. Образовательная платформа). • Работа в малых группах по четыре человека для проведения анализа метода консультирования. Ресурс: Консультирование учащихся (см. Образовательная платформа). • Разработка примерной схемы консультирования, адаптированной к конкретному школьному контексту. • Рефлексия дня «Сегодня я с собой возьму ... , потому что ...» |